15 марта 2013

15 марта была отслужена панихида по прихожанину Николо-Матроновского храма, новопреставленному рабу Божиему Иоанну. Её совершили настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Владимир Удрвенко, иерей Сергий Мазуренко, настоятель Николо-Матроновского храма иерей Пётр Удовенко. Множество людей пришли проститься с Иваном Григорьевичем. Родственники, друзья, однополчане, и просто прихожане, знавшие его при жизни, принесли свои молитвы Богу об упокоении его души и даровании Вечной жизни в Царствии небесном. Многие помнят его как доброго, открытого человека, который своей жизнью подавал нам достойный пример православной веры.

   Иван Григорьевич Шаповалов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился 10 февраля 1926 г.  в Харьковской области. На фронт был призван в 1944 году и сразу попал ординарцем к замполиту полка в 86-е отделение противотанковой дивизии 1-го Белорусского фронта. В это время шли бои за город Ковель (Западная Украина). Молодой артиллерист – артразведчик Шаповалов прополз сотни метров под пулями, пока не нашел два конца разорванного снарядом провода. Благодаря этому была восстановлена связь со штабом дивизии. За эту рискованную вылазку Иван Григорьевич получил первую боевую награду – медаль «За отвагу». После освобождения Украины, фронт сдвинулся в сторону Польши. Взяли Варшаву. Самым сложным, по его воспоминаниям, была осада города Познань. 26 апреля 1945 года в ходе боев за столицу Германии Иван Григорьевич был ранен осколком разорвавшегося снаряда. Новость о победе над фашистами встретил в госпитале. После окончания войны Иван Григорьевич еще пять лет отслужил в Дрездене на артиллерийском складе ГСМ (горюче-смазочных материалов). Когда в 1950 году был демобилизован, решил жить в Батайске. Здесь женился на коренной батайчанке Татьяне, с которой прожил вместе 52 года. До самой пенсии он проработал водителем 1 класса в «Батайскгоргаз». Вся трудовая книжка заполнена записями о наградах. У Ивана Григорьевича много наград: медали Жукова, «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией»…Но главной наградой для него стали дети, внуки и правнуки, которые очень любили своего дедушку.

      Давайте помянем в своих молитвах новопреставленного раба Божия Иоанна. Упокой, Господи, его душу.

31 марта 2013 - Кирилло-Мефодиевская Олимпиада

31 марта в храме Георгия Побеноносца в с. Кулешовка состоялся 2-й тур Кирилло-Мефодиевской Олимпиады, в которой приняли участие ученики воскресной школы Николо-Матроновского храма. Ребята хорошо справились с предложенными им заданиями и получили памятные подарки.

Фотоотчет в разделе ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 

 

31 марта 2013

сегодня, в 16.00 в нашем храме была совершена Пассия (от греч. "сострадание")-особая служба, совершаемая в Великом посту, во время которой читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. 

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

 В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Своим внутренним содержанием, пассии  доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

31 МАРТА 2013

31 марта, в неделю 2-ю Великого поста, в Николо-Матроновском храме была совершена Литургия Василия Великого. 

ФОТООТЧЕТ

 СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА

                             Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

                                          Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить со вторым воскресным днем Великого поста. Этот день посвящен памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, жившего в далеком XIV веке и оставившего очень глубокий след в аскетической мысли и богословии Православной Церкви.

В день, когда мы совершаем память святителя Григория, читалось Евангелие воскресного дня об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Замечательное повествование, о котором вы только что слышали проповедь священника. Но вот на что я хотел бы обратить внимание в этом повествовании. Что такое расслабленный? Что вообще такое больной человек?

Замысел Бога о людях заключался в том, чтобы все были здоровы. Болезнь есть некое внутреннее разрушение человеческого организма, нарушение порядка, который был Богом определен и заложен в природу человека. Причина болезней в роде человеческом несомненно связана с грехом, то есть с отказом человека жить по Божиему плану, по Божиему замыслу, по Божиему закону. Это не значит, что каждое заболевание, от насморка до самой тяжелой болезни, непременно является результатом какого-то греха. Так думать не следует. Но результатом греха является болезнь как явление. Беспорядок в физическом теле человека есть результат беспорядка в душе человеческой, результат разрыва между Богом и человеком. Человечество пошло не по тому пути, цивилизационная дорога оказалась искривленной, а потому все пошло не так, в том числе и болезни стали разрушать человеческое тело.

Действительно, образ расслабленного, дезинтегрированного человека, лишенного целостности, потерявшего богозданную красоту своей природы — этот как бы видимый образ греха. Не личного — еще раз повторяю — греха, не греха того человека, который сам претерпевает болезнь, а греха, начавшегося с Адама и умножавшегося в каждой человеческой личности настолько, что в какой-то момент род человеческий был, как мы знаем, смыт водой всемирного потопа. Но и это не остановило людей, так что после потопа инерция греха продолжала приводить ко все новым и новым тяжким последствиям.

Господь, обращаясь к расслабленному, говорит: прощаются тебе грехи твои. Конечно, Он имеет в виду не только личные грехи этого человека, которые, несомненно, присутствовали в его жизни, но он говорит: ты освобождаешься от греховных последствий развития человеческого рода, в этот момент с тебя снимается печать наказания в виде болезни.

Все присутствующие были крайне удивлены: кто же может простить грехи, как только один Бог? Спаситель не стал убеждать их в том, что Он Сын Божий, что Он единосущен Отцу, что Он имеет право прощать грехи, потому что действительно только Бог прощает их. Он сказал нечто иное, но очень понятное людям.

А если сказать: «возьми постель свою и иди» — что это означает? Может ли так сказать парализованному тот, кто не имеет права прощать грехи? Вот логика ответа Спасителя. Он не дожидается никакого ответа, а тут же говорит: «возьми постель свою и иди». И встал расслабленный, как будто и не было никакой болезни, и пошел. Все это разрушение целостности организма, весь этот беспорядок во внутреннем состоянии тела — все прошло, и тело наполнилось силой. Откуда же эта сила, способная восстановить разрушенный человеческий организм, снова объединить то, что разъединено в человеческой природе? Внутри человеческого организма таких сил нет. Достаточно спросить любого медика, и каждый скажет: из полной парализации тела человек силой своего организма выйти не может, нужна какая-то особенная сила воздействия извне. И мы знаем, что в данном случае этой силой была благодать Божия.

Есть раздел физики, который называется термодинамикой. Второй закон термодинамики предполагает нарастание в мире, в космосе так называемой энтропии. Что же такое энтропия? Это разрушение, это хаос, это нарастание беспорядка; и ученые точно доказали, что всякая система стремится к такому разрушению. Давайте посмотрим на здание, за которым никто не ухаживает. Крепкое, устойчивое — но через какое-то время оно начинает разрушаться. В чем же дело? Оно запрограммировано на разрушение, и если через двести, триста или пятьсот лет к этому зданию никто не подойдет, от него останется только холм — все будет разрушено.

Каждый из нас это знает. Каждый знает, во что превращается дом, если за ним не ухаживать. Каждый знает, во что превращается наш организм, если его не лечить. Каждый знает, во что превращается окружающий мир, если не заботиться о нем. Значит, для сохранения жизни нужно некое энергетическое влияние извне. И этим влиянием в том самом случае, о котором мы говорим, — с расслабленным, — была Божественная энергия. Разрушающаяся жизненная система, неспособная к самовосстановлению, получила мощный энергетический заряд, и встал расслабленный, взял постель свою и пошел в дом свой.

Как все это связано с сегодняшним воскресным днем, со святителем Паламой, архиепископом Фессалоникийским? Очень даже связано. Святитель, будучи афонским монахом, человеком, прошедшим через школу внутреннего духовного делания, то есть размышления над своей жизнью, молитвой стяжал особую благодать Божию. Размышляя о Фаворском свете — том самом, которым просиял Господь, — он говорил, что это не рукотворный свет. На своем собственном опыте, зная, что такое Божественная энергия, Божественная сила, святитель Григорий сказал: это не рукотворный свет, а явление Божественной энергии, Божественной благодати, и так она отображается на человеке, как отобразилась она на Богочеловеке Иисусе Христе.

В тот момент, когда расслабленный вставал, на нем была эта Божественная энергия, на него снизошел этот свет. Никто его не видел, но мощный Божественный импульс организовал дезорганизованное, интегрировал разделенное, соединил распадающееся и явил человека здоровым, хотя мгновение назад он был больным.

Святые афонские подвижники, продолжатели дела святого Григория Паламы, учили о Божественном свете и пытались этот свет привлечь. И удивительно — у них это получалось. Они сидели многие часы, устремив свой взгляд в область сердца, и читали одну и ту же молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Невозможно автоматически часами повторять одни и те же слова — с ума сойдешь, или скучно станет. Но они повторяли их в течение многих часов, потому что вникали в смысл каждого слова, и не столько проникались рациональным пониманием этих слов, как входили, через призывание имени Божиего, в реальное общение с Господом. И свидетели говорили, что на них отображалась печать Фаворского света, — это были светлые люди.

Печать Фаворского света, Божественной энергии, Божественной благодати отображается и на нас, простых людях. Ведь каждый из вас наверняка встречался с кем-то, так что, взглянув в его глаза, говорил: какой светлый человек, как с ним хорошо! Как, наверное, многие из вас встречались и с теми, про кого, взглянув в глаза, говорили: страшный человек. Внешность человека отображает его внутреннее состояние, и потому неслучайно отблеск Фаворского света пребывал на ликах афонских старцев. Их называли исихастами, и это греческое слово сохранилось до сих пор и в нашем богословии, и в нашей аскетической практике. А святитель Григорий Палама является носителем этой исихастской традиции. Именно от нее получил свое духовное воспитание преподобный Сергий — это та же самая эпоха, XIV век. Многие монастыри на Руси устраивались по законам жизни афонских обителей, имея пред своим взором пример святителя Григория Паламы и афонских монахов.

А почему мы говорим об этом во второе воскресенье Великого поста? А потому что пост направлен именно на то, чтобы стяжать Божественную благодать. Мы должны понять, как это важно для преодоления болезни — не только физической, но и духовной болезни, болезни нашей собственной, болезни общества, болезни государства, болезни всего человеческого рода.

Никто, никакая система не может преодолеть энтропию, опираясь на свой собственный внутренний ресурс. Только Божественная сила, Божественная энергия может предотвратить нарастание энтропии в человеческом роде, его распад и его гибель. Всему этому учит нас сегодняшний день, и да поможет нам Господь, проникнув в глубину смысла второго воскресенья Великого поста, усвоить те великие и столь значимые для спасения мысли, которые донесло до нас за Божественной литургией слово Божие. Аминь.

 

2013 Чтение покаянного Канона Андрея Критского

В первую седмицу Великого поста, на великом повечерии понедельника, втроника, среды и четверга, в Николо-Матроновском храме совершалось чтение Великого покаянного канона Андрея Критского.

 «Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достойно ублажает преблаженного пастыря Критской Церкви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

В покаянном каноне предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них, равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен".Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Пост - это время покаяния и очищения.  Канон преподобного Андрея весь направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

 

 

 

2013 март ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)
Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

 

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

 

Преподобный Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

 

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

 

Феодор Тирон
Феодор Тирон

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

 

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

 

Григорий Палама
Григорий Палама

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

 

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова .

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

 

Иоанн Лествичник
Иоанн Лествичник

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

 

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.

 

Андрей Критский и Мария Египетская
Андрей Критский и Мария Египетская

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

 

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы .

 

Мария Египетская
Мария Египетская

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую .

 

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.

 

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

 

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

 

Прп. Иоанн Дамаскин
Прп. Иоанн Дамаскин

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский , Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

 

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Материал взят с сайта www.pracoslavie.ru

 

Масленица 2013 г

  «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста.

   На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

  Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.

  Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

   Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

  Необходимо помнить о том, что Сырная седмица готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

  В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

  В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Контакты:

ул. Матросова, 1в

тел. храма:

8 928 176 87 08

(86354) 7-40-88  

E-mail: hram-rdvs@mail.ru 

Настоятель храма

иерей Пётр (Владимирович) Удовенко:

тел.:  8 938 114 11 66